Верблюд-гора   альпинизм, скалолазание, Самара
Содержание: 
Главная
Фотогалерея
История
Статьи
Описания маршрутов
Форум
Ссылки
Страница памяти

БОЛЬШАЯ ПРОГУЛКА
(путевые заметки)

 

Гуд бай, Америка…а!
Где я не был никогда…
Прощай навсегда…
Возьми банджо,
Сыграй мне на прощанье

В. Бутусов/И. Кормильцев

 


     Нравилась мне эта песня "Наутилуса", нравилась пронзительной тоской по не сбывшимся мечтам. Но … все течет, все изменяется. Пришли иные времена. Теперь достаточно поднять повыше знамя с девизом "Путешествуйте по миру с марафонами "Worldloppet!" и изрядно ослабевший, но все еще свежий ветер перемен подхватит вас и понесет, понесет…! Дело это не дешевое, но лиха беда начало. Не успел я, как говорится, глазом моргнуть, а уже позади трассы Италии, Германии, Финляндии - пора, пора оставить след лыж на снегу другого континента. Канада! Америка! Повторяйте как заклинание, пока оформляете визы, снимаете отпечатки пальцев и делаете цифровые снимки своей личности для последующего размещения в базах данных западных спецслужб, пока трясетесь в поезде по пути на собеседование в консульство США. Вспоминайте школьные уроки географии и, наконец, слова незабвенного Антона Павловича Чехова - "человеку нужен весь земной шар!" Тогда вас не остановят предстоящие немалые расходы и прочие житейские трудности, тогда еще два лыжных марафона станут реальностью. Останется только добраться до финиша. Примерно так идея пробежать канадский "Gatineau Loppet" и американский "American Birkiebeiner" воплощалась в реальность.
     Со снегом повезло, к середине февраля накопился вполне приличный лыжный километраж. В интернете на сайтах гонок в списках участников появилась и моя фамилия. Недолгие сборы, поезд, переполненный здоровыми тетками с тележками "мечта дачника" и… Шереметьево. Встреча с другими героями лыжни, устремленными за океан, регистрация, граница, все четко. Родина выпускает, судебные приставы и прочие блюстители закона не протестуют, располагаемся в салоне "Боинга". Здесь проведем десять часов жизни, стараясь убежать от времени. Темнота будет гнаться по пятам, и, в конце концов, нашему аэроплану с изысканным именем "Федор Михайлович Достоевский" придется сдаться. Но это будет уже в Торонто, на другом континенте, где день и ночь поменяются местами сначала снаружи, а потом и внутри нас.
      С удовольствием отмечаю качество всех деталей летательного аппарата. Это настраивает на позитивный лад. Когда лечу на старом "нашем", всегда немного не по себе. Оптимизма не убавляет даже пантомима стюардов на тему "что делать, если мы приводнимся". На всякий случай внимаю. Наконец вся эта сложнейшая система шестеренок, проводков, трубочек, насосиков, электромоторчиков, приборчиков, микросхем и других более крупных деталей приходит в рабочее состояние, и мы взлетаем. Оживают дисплеи в салоне, на фоне карты нашего полушария появляется маленькая острокрылая птичка. Я располагаюсь ближе к левому крылу и ощущаю, как мимо иллюминатора с фырчанием проносится струя газов из сопла огромного двигателя. Свободных кресел довольно много, желающие вполне могут организовать себе лежачие места и как следует вздремнуть. Но я в состоянии возбуждения первооткрывателя, который вот-вот увидит нечто такое! Впрочем, под нами плотная облачность, белая мгла. Наш путь на экране вполне виртуальный - как убедиться, что мы действительно летим в сторону Таллинна? Компьютер может вывести на дисплей все что угодно. Но скоро мгла за бортом рассеивается и появляется … Балтика! Глядя на эту красоту с десятикилометровой высоты, понимаю - сколько бы я не бился в поисках подходящих слов, сравнения с расплавленным металлом не избежать. Желтая чаша с редкими белыми пенными штрихами быстроходных паромов, промелькнула под крылом.
      Крохотная Финляндия - привет лыжня "Хиихто"! Замерзшая Швеция вся в снегу. Темные пятна - заснувший лес, белые пятна - под снегом поля, серые пятна - озера во льду. Где ты там, лыжня "Васса Лоппет"? Заблистала на солнце открытая вода - заливы Норвегии. Птичка на экране держит курс на Осло. Появляются горы, покатые вершины блестят, отполированные ветрами и оплавленные солнцем. Похоже на Хибины, хотя я и не видел их никогда с такой огромной высоты. Ослепительно белый мир, только темная нитка железной дороги по краю замерзшего озера, да фьорды дымят, как преисподняя, обрываясь своими чудовищными стенами прямо в море. Пару раз мне померещилось, что внизу, на бескрайнем целинном снегу я разглядел лыжный след и людей в ярких куртках! Скандинавия, викинги, фьорды - кто-то сладко спит в среднем ряду салона. И во сне к нему приходят интересные мысли, которые он, возможно, запишет. За бортом -63С. Где заканчивается Северное море, там начинается Океан. Вот оно - Слово! Когда будет вам плохо, повторяйте про себя - океан, океан, океан…Трех раз должно хватить, чтобы полегчало, но для полного эффекта нужно его, океан, хотя бы раз увидеть. Хотя бы с десятикилометровой высоты, а может именно с такой высоты, ибо даже отсюда он велик и великолепен! А серебристая птичка поворачивает на Рейкьявик. Исландия. Стерильный мир абсолютной экологии. Для кого-то ассоциируется со знаменитой селедкой. Говорят в холодных северных водах она необычайно жирная. Стюарды видимо мысли читают - подали ужин. Летим уже пять с лишним часов, тьма дышит нам в затылок. Самара в полусне, Москва в вечерних пробках. Огибаем побережье Гренландии. Закат красивый под крылом. Туман подсвечивается солнцем, сквозь разрывы облаков внизу открывается снежная пустыня со следами сильных северных ветров. Огромная черепаха с ледовым панцирем, сползающим в воду. А океан под нами весь в кусках этого панциря. Пятна воды, пятна теней от облаков на ослепительно белых ледовых полянах. Ну и кто говорил, что трансатлантический перелет скучен?
     Снижаемся. Пробиваем облачность, под крылом Канада - плоская как стол, накрытый клетчатой скатертью. Сразу видно, что когда делили землю, геометрия уже была. Причудливый узор одноэтажных районов Торонто, плавные линии автострад с многоуровневыми развязками, идеальный заход на посадку и мы на Североамериканском континенте. Границу и таможню проходим легко и непринужденно, к багажному терминалу нас подвозят на специальном электропоезде, вокруг отряды индусов в чалмах и мусульман в национальных одеждах. В Канаду идет поток иммигрантов со всех концов света. Стоянки перед аэропортом как таковой нет. Транспорт останавливается только для посадки пассажиров. После недолгой заминки подходит наш автобус, водитель - огромный негр радостно улыбается, как будто всю жизнь ждал встречи с нами. Едем в Ниагару, такие у нас планы. Сто километров отличной дороги и мы у довольно неказистой гостиницы. Номера с двухьярусными железными койками, матрасы из дермантина, как гимнастические маты. - Не иначе какой-то приют бойскаутов. Мощные кабели пожарной сигнализации и двери запасных выходов с огромными табло и звонками. Серьезные ребята местные пожарные, а вот сантехники что-то не очень. Вода в унитазе вот-вот польется через край. Не иначе Ниагарский водопад подпирает канализацию. Но нет, через день, наблюдая в сияющей ванной комнате отеля Оттавы ту же картину, понимаю, что это такой стандарт, это нормально. В душевой долго дергаю в разные стороны торчащий из стены блестящий штурвал, пытаясь включить воду приемлемой температуры. Если снять на камеру, получится фильм типа "Чарли-Чаплин". Задачку подключения к местному электричеству решал дома, заочно. Специально прихватил переходник, чтобы запустить 127 канадских вольт в свой чайник. В общем, мелкими проблемками Новый свет загрузил по полной программе.
     Утром двинули к водопаду. Приличный слой раскисшего от соли снега вдоль дороги, тротуаров то ли нет, то ли они не расчищены. Машины все белесые, встречаются настоящие ископаемые экспонаты, ржавые насквозь. Пешком ходить явно не модно. Небольшие скромные виллы с заваленными снегом крылечками, редкие следы людей. Городок напоминает декорации вестерна, которые не убрали после окончания сьемок.. Улицы пустынные. Не сезон. Легкий морозец, сырой туман, замерзшая река Ниагара. Десять минут в таком климате и начинаешь жалеть, что не одел еще что-нибудь теплое. Лед в торосах, скалистые берега в сосульках, перила ограждений под ледяной коркой. А вот и сам водопад. Из школьных учебников географии он представлялся мне как нечто совершенно грандиозное. Реальность не такая впечатляющая. Лед глушит шум воды, маслянистые холодные струи тяжело, как-то нехотя, падают вниз, водяная пыль поднимается клубами. Вокруг разнообразные конструкции - наблюдательные площадки, железобетонные стенки, жерла тоннелей непонятного назначения, просто груды камней. Картину дополняет огромный ржавый понтон, застрявший на камнях выше канадского водопада. Человек так потрудился вокруг, создавая удобства для созерцания падающей воды, что уже не верится, что сама Ниагара не творение его рук. В пустом магазинчике сувениров я долго разглядывал небольшую картину - задумчивый индеец с дымящей трубкой у рта смотрит на летящую вниз воду. А вокруг только камни, уложенные ледником тысячи лет назад, да редкие деревья. И позавидовал я нарисованному индейцу, который мог видеть водопад, а не водный атракцион в окружении казино, гостиниц, башен, ресторанов, стоянок и всего того, что превратило Ниагару в предприятие по откачиванию денег у туристов.
     Однако пора нам в путь. Мы приехали сюда на лыжах бегать, до марафона остается два дня, надо перебираться поближе к Оттаве и к Гатинау. Автобус ждет, веселый негр наконец раскрыл тайну своей ослепительной улыбки - претендует на чаевые, так у них принято. Автострада идет по берегу озера Онтарио. Нескончаемым потоком несутся сверкающие хромом огромные грузовики. Вдоль дороги сплошные офисы, сервисы, склады. Любое пустое место украшено обьявлением о продаже или аренде этого клочка земли. А жилье в основном скромное. Далеко им до наших "новых". Незаметно прибыли в Гатинау. Говорят, лыжная трасса недалеко от нашей гостиницы. Не верьте. Утром хватаем лыжи и уверенно идем непонятно куда. Снега хватает. По крайней мере, на тротуарах. На дорогах привычная снежная слякоть, по-английски говорят не все, про лыжи похоже не слышал никто. Через час интенсивной ходьбы выходим к лыжне. Все цивильно - туалет, схема трассы, автомат для приема денег за катание. Десять канадских баксов. Неплохо! Билеты решили не брать. Сами мы не местные, по французски-английски не понимаем, бегаем быстро. Нас не догонишь! Контролеров на лыжне не видели, трасса подготовлена отлично, уходить не хочется. А завтра уже бежать 53 км. Классикой. Обратная дорога не была ни легче, ни короче. До гостиницы я добрел еле переставляя ноги, весь обрызганный снежной кашей из под колес машин. Решил особо тщательно лыжи не готовить, экономить силы для дела. Круглосуточный телевизионный канал метеопрогнозов обещал мороз за 20 градусов. Вообще погода в Канаде предсказуемо изменчивая. График температуры здорово напоминает синусоиду. После сильного мороза неизбежно наступает конкретная оттепель, осадки идут постоянно. Еще дома на лыжи положены всякие полезные вещи типа BWLF и HF80 START. "Скольжение по погоде" угадал. Осталось сделать "колодку". Подьемов на трассе предостаточно, поэтому - три слоя RODE -3 - 8, три слоя ZET CF -5 - 10 и поверх тоненько REX FLUOR -10 -20 . Заправлена фляга смесью чая и киселя "марал". Утром долью кипятку. Все. Можно спать. Завтра вставать рано, но мы и так просыпаемся намного раньше местных жителей. Внутренние часы все еще идут у кого по Москве, у кого по Самаре. Минимум 10 часов разницы. Марафон побежим, когда дома будет ночь.
Утром мороз, но к счастью, не очень сильный. Ожидая автобус на остановке, приходим к общему мнению - -20С. Общественный транспорт заслуживает нескольких отдельных строк. Автобусы большие и комфортные. Расписание выдерживается неукоснительно. На конечных остановках бегущая строка с информацией о времени прибытия. Сидячие места в салоне есть всегда. Чтобы выйти, нужно дать сигнал водителю. Делается это очень оригинально. По периметру автобуса протянут тросик в яркой полиэтиленовой оболочке. Нужно дернуть за него, послышится электронный сигнал и загорится табло - "остановка по требованию". Такое вот элегантное сочетание примитивного и не очень. Почему у нас все не так? Не потянем. Одна поездка стоит три доллара. Зайцев нет в принципе. Ну да, в Канаде бобры, утки и медведи, и еще кленовые листья. Отвлекся немного от лыжной темы, а мы уже подьезжаем к школе Монтэ Блю, к старту. Участников немного, человек двести. Помещение для переодевания просто огромное. Сосредоточенно напяливаем на себя все, что еще не одето, домазываем, что не домазано, и двигаемся к стартовой поляне. Организаторы явно перемудрили с мешками для одежды. Приходится тащить их за собой метров триста до стартовой поляны по рыхлому снегу, а после финиша столько же обратно. Цель этого хитрого маневра для меня осталась непонятной. Номер участника тоже нельзя не отметить. Из крепкой бумаги, крепится к лыжнику четырьмя булавками. Булавки прилагаются. На обратной стороне таблица с заголовком - "Важная медицинская информация". Видимо, если не доходишь до финиша, то сразу попадаешь в больницу. Чтобы не портить булавками свой древний антикварный комбинезон с надписью "СССР", я прикрепил канадский номер к капроновому номеру "Лыжня России 2008", случайно оказавшемуся в рюкзаке и совершившем вместе со мной перелет через Атлантику.
     Стартовали из первого ряда второй группы. Да и было их всего две. Рядом стояли канадские большие парни туристического вида. После сигнала мы красиво рванули вперед и скоро догнали последние ряды первой группы. Трасса подготовлена отлично. Никто никому не мешал. Длинный пологий подьем, поворот и выкат на стадион. Прохождение стартовой поляны и вперед, в горы. До двадцатого километра вверх и вверх. После - ну очень серьезный крутой подьем и выход на огромное плато, тоже не очень ровное. Я уже довольно долго бегу один, далеко впереди и далеко сзади кто-то маячит. Вдруг открывается совершенно потрясающий вид - широкая панорама, смотровая площадка, одинокий турист что-то рассматривает на плакате, а мне не дано ни остановиться, ни просто даже оглядеться пристальней. Борюсь со временем и с собой. Уже потерян счет пунктам питания, начинается серия спусков, которые чередуются небольшими крутыми подьемчиками. Мелькают таблички с цифрами - начинается пятый десяток. Длинный пологий тягун, затем такой же спуск. Мороз, скольжение не самое лучшее, не отдохнешь. На трассе все чаще попадаются катающиеся туристы, гонщикам уступать не принято, за все заплачено. Но это и неважно, трасса широкая, места для обгона достаточно. Как-то обыденно выкатываюсь на стадион и … финиш. Пятьдесят три километра позади, скромный сувенирный значок и ощущение чего-то недоделанного. Видимо мороз меня перепугал, шел очень экономно, чтобы тепла моего не слишком большого организма хватило на всю дистанцию. На финише встречаю соотечественников. Немного поискали свои мешки с одеждой, поругали организаторов, которые заставили нас тащить их по снегу обратно в теплый зал школы Монтэ-Блю. Скромный обед, заветные штампы в паспорта Worldloppet, все. Отбываем в свою гостиницу, по дороге обсуждая чрезмерный аскетизм канадского марафона, так просто и спокойно ушедшего в прошлое…
     Весь следующий день знакомились с Оттавой. По мосту перешли незамерзающую реку. Навстречу и попутным курсом, группами и поодиночке резво пробегали прилично экипированные местные жители. Следят за здоровьем. И никто криво не улыбается, глядя на них. Свежий ветерок бодрил и не давал долго застаиваться при разглядывании исторических достопримечательностей. Дворец конфедерации, скульптурная группа бронзовых феминисток с трогательным плакатиком "женщины - тоже люди", мальчик, с протезом ноги, пробежавший через всю страну, нищие у церкви, вечный огонь, вырывающийся прямо из струящейся воды - память канадцам, погибшим в войнах. Прошедший марафон и некая отупелость от постоянного недосыпания сделали процесс познания достопримечательностей Оттавы довольно утомительной обязанностью. Усталые, но довольные мы вернулись в гостиницу к чаю, телевизору и бесплатной сауне. К вечеру погода показала, кто в Канаде хозяин. Резко потеплело, пошел дождь, вода замерзала ледяной коркой на одежде и на дороге, тротуары и без того не очень пригодные для прогулок, превратились в сплошной каток. Даже такие спортсмены как мы, с трудом совершили поход в супермаркет, чтобы закупить продукты для праздничного стола. Неторопливый ужин с хорошим красным вином в приятной компании на мажорной ноте завершил день отдыха. Но самое большое удовольствие мы получили на следующий день, катаясь по слегка обледеневшей и отлично укатанной во время марафона трассе. Лыжи просто летели, и я сам себе казался настоящим лыжником. До марафона в Америке оставалось четыре дня.


 

Счетчики:

 Кузнецов Владимир.

Rambler's Top100

Спорт Экстремальный портал VVV.RU

 
 
   

Главная | Вверх | Фотогалерея | История | Описания маршрутов | Форум | Ссылки | Cтраница памяти

   свои предложения и пожелания просьба
   присылать на мыло rededa@mail.ru

© 2003-2008 Vgora.ru