Верблюд-гора   альпинизм, скалолазание, Самара
Содержание: 
Главная
Фотогалерея
История
Статьи
Описания маршрутов
Форум
Ссылки
Страница памяти

БОЛЬШАЯ ПРОГУЛКА ч. II
(путевые заметки)

 

 

     Дальнейший наш маршрут пролегал по автостраде в Монреаль. Слегка развлекла перепалка соотечественниц в автобусе – из-за ничего, просто для поддержания боевой формы. По пути я размышлял о прелестях жизни в Канаде, пока на глаза мне не попался огромный плакат. Улыбчивый доктор призывал всех проезжающих обращаться к нему, если голову посетили мысли о самоубийстве. Аэропорт Монреаля работал четко, как часы. Точно в срок мы стояли у широкой красной черты – границы USA. По ту сторону располагалась статуя свободы, как бы освещая факелом ряды будок с работниками службы паспортного контроля. Приняли нас по новым правилам, с проверкой отпечатков пальцев и соответствия цифровой фотографии. Но все прошло гладко, и скоро мы уже занимали места в самолете компании NWL. Подробности для любителей авиации – самолет SRJ-900 Bombardier  канадского производства, 70 мест, типа нашего ТУ-134. В Миннеаполисе приземлились затемно, предстоял переезд в Хэйворд. Немного поволновались в ожидании встречающего нас водителя, но вот и он – довольно пожилой американец с условной картонкой «RUSSIALOPPET» в руках. Загружаемся в минивэн. Для лыж и багажа Тэд, так зовут нашего водителя, предусмотрел крытый прицеп. Все для нашего комфорта, даже вода и бананы. Стараются люди. В Хэйворде нас встретил хозяин дома, со звучным именем Скотт. Скотт тоже позаботился, припас какие-то яркие коробки нам на ужин – хлопья и молоко, лучший способ быстро стать похожим по габаритам на настоящих американцев. Улеглись далеко за полночь по местному времени, а дома – время обеда. Беспокойный сон, первый день на земле Америки. С утра Скотт любезно согласился свозить нас в супермаркет за продуктами, по пути сообщив, что пеший поход с пакетами по улицам Хэйворда может закончиться в полицейском участке. Ходить пешком здесь не принято. Решив мелкие организационные проблемы, получив стартовый номер и чип, я устремился опробовать американский снег. Трасса поразила качеством подготовки и обилием всяких знаков и указателей. Домой вернулся затемно в приподнятом настроении. Предстоящий марафон обещал массу положительных эмоций.

     Штат Миннесота – край десяти тысяч озер. Зимой трудно представить, где они, эти самые озера. Все укутано ослепительным снегом. Хэйворд небольшой городок. Одноэтажная Америка. В центре возвышается некое сияющее полированным металлом сооружение. Скорее всего, водонапорная башня. С третьего раза я с удивлением прочитал надпись на куполе. Из прочитанного следовало, что мы находимся в городе обладателе мирового рекорда. Здесь поймана самая большая местная рыба «маски» длиной около полутора метров и весом более тридцати килограмм. Это что-то вроде нашей щуки. Кто поймает более увесистый экземпляр, получит приз 100000 USA $.. Конечно, на башне было всего три слова - «мировой рекорд маски». Все остальное я раскопал в рекламном буклете. А еще оттуда следовало, что местное население – потомки немцев, шведов, норвежцев, ирландцев и здесь, прямо на центральной улице, финиш самого крупного марафона Северной Америки - American Birkebeiner. Самое время блеснуть своими познаниями и добавить в рассказ немного истории. Давным-давно, два храбрых норвежских воина спасли от верной смерти наследного принца Хаакона, который впоследствии стал одним из самых популярных королей Норвегии. Для этого им пришлось совершить пятидесятикилометровый переход на лыжах по глубокому снегу с полуторагодовалым принцем за спиной. Чтобы не поранить ноги о твердый наст, они обмотали голени толстым слоем бересты. Английское «кора березы» и дало название популярному марафону, который в Америке проходит тридцать пятый раз. И каждый раз два воина добровольца в полной военной амуниции, с копьями и щитами, с ногами обмотанными берестой, на древних деревянных лыжах проходят всю дистанцию. Их прибытие на финиш в Хэйворде и означает окончание гонки. Правда, красиво?

     Уже вечером в четверг ослепительные американские грузовики принялись засыпать улицы городка снегом. Его тщательно ровняли, утрамбовывали при свете фонарей. Движение было перекрыто. Центр города на глазах превращался в идеально ровную белоснежную трассу. Разнообразные плакаты с названием марафона, иллюминация, ледовые скульптуры, легкий морозец и ясная безветренная погода создавали атмосферу праздника. Городок наполнялся участниками, в спортивных магазинах царило оживление. День перед марафоном был посвящен прогулке по супермаркетам, отдыху и подготовке лыж. Снег на трассе был перемерзший, и выдающегося скольжения не предвиделось. Вечер прошел в разглядывании купленных трофеев. Цены на некоторые вещи были просто приятные.

     Утром, затемно, как партизаны, вышли в условное место недалеко от нашего дома. Ровно в назначенный час пришел большой желтый школьный автобус, который повез нас на старт в Телемарк, за пятьдесят километров от нашего дома. Организовано все было по-американски четко. Полицейские направляли машины на специальные парковки, а автобусы подходили непосредственно к зданию, в котором участники ожидали старта. Многие сидели прямо на полу, некоторые полулежали в непринужденных позах, особо озабоченные стояли в очередях в туалеты. Все напоминало больше тусовку хиппи, чем спортивное мероприятие. Время старта неумолимо приближалось, и пора было выдвигаться на свежий воздух. Было довольно прохладно, но на финише ожидалось 3-4 градуса мороза, не больше. Дали старт элите, мы в четвертой группе, всего марафон бежит пять тысяч человек. Вот и наш черед настал – поехали! В группах состав весьма разнородный. Минут через десять мы догнали плотную толпу стартовавших ранее и началась борьба за свободное пространство. В некоторые подьемы приходилось заходить практически пешком. Всю первую половину я с нетерпением ожидал, когда рассосется толпа. Но так и не дождался. Всякие маневры по обгонам, опережениям и перестроениям пришлось совершать до самого финиша. Трасса очень интересная. Проложена по лесистым горам. Много разных подьемов, спусков с поворотами, равнинных участков практически нет. О пунктах питания сказать нечего – все очень простенько. Пару кормушек пришлось пропустить из-за страшной давки. Может давали что-нибудь особенное?

     После тридцатого километра пошли знакомые места, здесь я был два дня назад, когда гулял по трассе. Сейчас будет хороший подьем – крутой и длинный. Надо сказать, атмосфера на трассе веселая. Музыканты, барабанщики, группы людей в костюмах кричат, подбадривают. Подьем начинается большим плакатом «Мотли Крю». Группа играющая тяжелый металл. Значит будет нелегко. Пока мой мозг до этого дошел, появился следующий плакат – «Мы смотрим на тебя». Стало быть, старайся. - «Молодец, но это еще не все». Ясное дело, половина подьема только. Ну и дальше в том же духе. Все по-английски. Дочитал до конца и пошел на спуск. Впереди лес расступился и вдалеке показалось озеро Хэйвард и сам городок. Встречный ветер не способствовал финишному ускорению и пару последних километров пришлось поработать. На скорости это практически не сказалось, но пульс поднялся до 170. Пересекая финишную черту, я с удовлетворением услышал как обьявляют мою фамилию. Значит чип сработал и мое время зафиксировано. Изрядно запыхавшись напоследок, снимаю лыжи и просто иду. Соображаю с трудом. Впереди столики, около них стоят люди – понятно, здесь дают значки на память о гонке. Почему же эти тетки так много и быстро говорят? Я со своим совсем маленьким английским ничего не понимаю, но говорю в ответ, чтобы они перестали валять дурака и давали мне, что положено. Получаю симпатичный значок и потихоньку двигаюсь дальше в сторону мешков с нашей одеждой. Встречаю знакомых, кажется кировчан. У одного из них на шее медаль, неужели занял первое место? Да нет, говорит, - всем дают. Ну ничего себе! Быстренько двигаюсь в указанном направлении, получаю медаль и наконец-то все понимаю. Всем кто участвует первый раз - медаль, остальным - значки разных размеров, форм и металлов. Самые ценные приготовлены для тех, кто бежал марафон тридцать пятый раз. Вокруг толпы радостных людей, музыка. Нахожу своих. Традиционный очень скромный обед, лыжи в охапку и домой. Марафон завершен. Праздничный ужин в небольшой приятной компании, завтра рано утром покидаем Хэйворд, да и Америку.

    Старина Тэд точен, как часы. Дорога пуста – пять утра, воскресенье. Снова аэропорт Миннеаполиса, полет над Великими озерами, льды вдоль берега, восходящее солнце, струи тумана над водой – красиво! Знакомый вид на Торонто сверху, посадка, можно пару часов перевести дух перед перелетом через океан в Москву. Получение багажа открыло тайну работы американских служб безопасности полетов. Рюкзаки, сумки, чехлы с лыжами – все было открыто, содержимое перевернуто и кое-как засунуто обратно. Для нашего успокоения в багаж аккуратно вложены бумажки с текстом – «это мы проверили для вашей безопасности». Америка попрощалась с нами. Две недели жизни за океаном подошли к концу. Нас ждала родина. И как истинная мать – заботливая, но строгая, она решила постепенно подготовить своих питомцев к возвращению домой в места, весьма отличающиеся от заграничных. И началось это уже в Канаде.

   Среди двадцати рейсов, готовящихся к вылету из Торонто, только напротив нашего была отметка – «отменен». Легкий шок. Представитель «Аэрофлота» сообщил, что «самолет немного подломался» и предложил два варианта – ждать в пятизвездочном отеле до завтра, или лететь другой компанией. Мы выбрали второе и уже через пару часов занимали места в «Боинге» компании «КЛМ», летящем в Амстердам. Сравнивать сервис «Аэрофлота» и «КЛМ» все равно, что сравнивать «ВАЗ» с иномаркой. Мы ни от чего не отказывались – ни от красного сухого чилийского, ни от кофе с французским коньяком. За окном была темнота, на этот раз мы летели навстречу ей и времени. Трудно было оторваться от экрана с трассой полета, под нашим самолетом далеко внизу проносились залив Святого Лаврентия, Белфаст, Дублин, Манчестер, Ливерпуль. Музыка Чика Кориа скрасила ночной полет, шесть тысяч километров остались позади и в семь утра, точно по расписанию мы оказались в аэропорту Амстердама. Самолеты садятся и взлетают практически непрерывно, но ни скопления людей, ни очередей не видно. В центре, как символ равновесия, бронзовые фигуры двух абстрактных толстяков с круглыми лицами. Все настолько спокойно и размеренно, что несколько нервирует нас, привыкших к толчее и постоянному легкому стрессу. В его отсутствии так и подмывает куда-нибудь бежать, что-нибудь выяснять, улаживать. Но проблем нет, багаж транзитом перегрузили с рейса на рейс, мы дожидаемся приглашения на регистрацию и посадку. Несколько раз мимо на электрических самокатах проносились спортивного вида полицейские. На меня произвело впечатление, как ловко они лавировали между пассажирами.

    На этот раз летим на аэрофлотовском аэробусе А-321 с морским именем «Айвазовский». Психологическая подготовка к возвращению продолжается. В самолете много соотечественников. Все, что можно унести в руках, они тащат с собой, забивая полностью багажные отсеки над своими и чужими местами. Иностранцы тихо тупеют, не находя места для своей сумочки или портфеля – все занято. Стюарды тоже задумали нас потренировать. Да простят, читающие, мое брюзжание. Россия она везде. Даже в воздухе над Европой, в самолете «Аэрофлота». Обед. Провиант в упаковке занял все пространство откидных столиков. Надолго. Груда пластмассовых коробок привязала пассажиров к креслам. Свобода в лице стюардов с поскрипывающей тележкой пришла вместе с надписью на табло « застегните ремни, спинки кресел и все такое»...Страждущие метались по салону, пытаясь пробиться в туалет. Это по-нашему. Шереметьево встретило настоящей толпой и сутолокой. На все есть оправдание – прилетело много рейсов. Видимо внезапно. Пройден паспортный контроль, получен багаж, пришла пора расстаться со своими спутниками, соратниками по лыжным подвигам. Дальше уже совсем Россия. Оставшись один с двумя рюкзаками и лыжами наперевес, несколько минут ищу выход из зала прилета – везде стоят люди. Милиционер устало подсказал - оказывается надо просто втиснуться в толпу, проход есть, но очень узкий, просто так не заметишь. Заползаю в автобус, автобус трогается и встает в пробке. Когда, наконец, собрав все самообладание, я в девять вечера окунаюсь в знакомую суету Казанского вокзала, остается всего два подходящих мне поезда. Взяв билет, успеваю купить в качестве снотворного пару пива. Устраиваюсь в вагоне, с нетерпением дожидаюсь отправления, выпиваю и проваливаюсь в сон, напоследок удивляясь. Еще вчера это было бы самое настоящее американское утро!

    Самара не спешила меняться в мое отсутствие. Дороги, улицы, дворы завалены неубранным снегом. Унылый трамвай, озабоченные люди, облезлые дома. Пробираясь по сугробам к своему дому, у соседнего подьезда вижу людей с телекамерами – «СТВ». Берут интервью у пожилой женщины. Невольно замедляю шаг, красные цветы на снегу – вчера сосулькой с крыши убило старушку. Да уж, как говорится, с возвращением! Большая заокеанская прогулка закончилась, вот так, плавно и постепенно я погрузился в знакомую домашнюю действительность. Но зря боялись американцы, выдавая визы. Мы не смотря ни на что, не останемся за океаном. Как пел Высоцкий – «там хорошо, но мне туда не надо!». А избытка накопленных положительных эмоций должно хватить до следующих марафонов WorldLoppet.
 

 

 

Счетчики:

 Кузнецов Владимир.

Rambler's Top100

Спорт Экстремальный портал VVV.RU

 
 
   

Главная | Вверх | Фотогалерея | История | Описания маршрутов | Форум | Ссылки | Cтраница памяти

   свои предложения и пожелания просьба
   присылать на мыло rededa@mail.ru

© 2003-2008 Vgora.ru