Журавлев А.

Еще раз  о повторной заправке баллонов.


 

 

 

 

 

 

 

Основной вопрос, возникающий при повторной заправке  газовых баллонов – насколько это безопасно? Именно это мне бы хотелось рассмотреть в своей статье.

 

Не все производители указывают состав смеси, используемый в газовых баллонах, однако с большой долей вероятности можно утверждать, что  основой является смесь пропан – бутан. Мне встречались баллоны PRIMUS, где прямо указано:

30% пропана  и 60% бутана для обычных баллонов.

            60% пропана и 30% бутана для холодных условий.

 

Это обычная смесь газов, которая давно используется в промышленности  (автомобильной) и быту.

Одним из наиболее важных свойств пропана и бутана является образование при свободной поверхности над жидкой фазой двухфазной системы жидкость-пар вследствие возникновения давления насыщенного пара, т.е. давления пара в присутствии жидкой фазы в баллоне.

Давление паров бутана P=0,17 MПа при t = 15C°, а давление паров пропана P=0,9 МПа при той же температуре (1Мпа » 10 атм.)

Для заправки автомобилей используется два типа смесей:

летняя - ПБА (40-60% пропана) 

зимняя  - ПА (80-95% пропана).

 

 

На рис. 1 приведена зависимость давления насыщенных паров смеси ПБА и ПА.

Отсюда давление смесей при  t = 15C°:

 

 ПБА ® Р » 0,5  МПа

 ПА®    Р »  0,7 МПа.

 

Сравнивая параметры смесей Primus видно, что пропана в них содержится больше на 10-20% для обычных баллонов и на 15-25% для экстремальных. При температуре > 0 C° графики ПА и ПБА практически линейные. Разница в содержании пропана для них в среднем составляет 30-40%, при этом разница температур равна 10 C° (т.е.  разница температур, при котором у них одинаковое давление паров). Пропорционально, сравнивая эти данные  в смеси Pimus, получим разницу температур равную 3-5 C° для обычных баллонов, и 5-10 C° для экстремальных. Именно на эту величину увеличатся требования к безопасности при эксплуатации пере заправленных баллонов (по непроверенным данным деформация баллонов Camping Gas наступает при 15-16 атм., т.е. имеется, по крайней мере, двукратный запас прочности газового баллона).

 

Отсюда можно сделать вывод, что  автомобильное газовое топливо вполне пригодно  для заправки баллонов, разумеется, при соблюдении простых правил техники безопасности:

 

1. Заправку баллонов следует проводить на улице или в хорошо проветриваемом помещении.

2.  Не допускать нагрева баллона  свыше t = 25C°.

3. Обязательно оставлять воздушную подушку в заправляемых баллонах » 10% (при ее отсутствии давление будет повышаться примерно на 0.7 МПа на каждый градус).

 

Простой и надежный переходник можно сделать из любой фирменной горелки. Для этого у нее свинчивают смеситель, а затем аккуратно вывинчивается дюза. Можно изготовить вставку, которая будет навинчиваться на  сопло вместо смесителя, но главная проблема в том, что на горелках используется мелкая резьба (обычно М12´0,75 мм), а найти  или проточить резьбу на станке достаточно затруднительно. Проще взять шланг (рассчитанный на давление не менее 16 атм.) с Æ внутреннего отверстия на 1-2 мм меньше Æ сопла, и закрепить его на сопле с помощью автомобильного хомутика. Другой конец шланга закрепляется непосредственно на патрубке гайки 40-50 литрового баллона (также с помощью хомутика).

 

Теперь несколько слов непосредственно о процессе заправки:

1. Когда производите манипуляции с баллоном, закрывайте оба клапана (на горелке и баллоне). Это убережет от различных случайностей.

2. Для того чтобы залить баллон полностью, после  предварительной заливки поместите его в холод  (холодильник, ручей) или, в  крайнем случае, стравите из него немного газа. Все эти операции приводят к охлаждению баллона, что  приведет к уменьшению давления паров, по сравнению с большим баллоном. После этого он без проблем заправиться полностью.

3. Если баллон оказался перезаполненным, излишки газа можно сжечь (желательно использовать горелку со шлангом) или аккуратно стравить проволочной  оснасткой  (обязательно использовать перчатки).

4. Особой осторожности требует обращение с зимней смесью:

-         обязательно оставляйте воздушную подушку в баллоне;

-         храните баллоны в прохладном месте;

-         не используйте зимнюю смесь летом (на зимней горелка вовсю работала в 20C° мороз, стоя прямо в снегу).

 

Соблюдая вышеупомянутые правила, мне удается проводить заправку без выброса газа в атмосферу (кроме, естественно, стравливания газа из шланга переходника после заправки).

Не претендуя на полноту изложения материала, мне, я надеюсь, удалось показать, что повторная заправка это простой и безопасный процесс. Единственное, что доставит вам неприятность,  так это то, что даже при соблюдении всех правил, пахнуть от вас все равно будет препротивно. Но тут уж ничего не попишешь, уж очень вонючие одоранты  добавляют в автомобильный газ.

 

 

Лит-ра: В.А. Золотницкий 1997г. Издательство “ЛИВР” – Отечественная и зарубежная газобалонная аппаратура на легковых автомобилях.