Верблюд-гора   альпинизм, скалолазание, Самара
Содержание:

Заметки о школе

Главная
Фотогалерея
История
Статьи
Описания маршрутов
Форум
Ссылки
Страница памяти

 

 

Послушав советов старших и младших товарищей, пораскинув немного своими мозгами, решил я немного поучиться в школе, да не простой, а – школе инструкторов. И вот что из этого вышло.

Сразу же по принятии этого твёрдого решения я начал готовить бумаги: спортивные документы, челобитную (пардон, - заявление) с просьбой принять меня в ряды мучеников. Для самостоятельного изучения был задан ряд тем, по двум из которых нужно написать вступительную работу. Достав старые книжки и смахнув с них пыль, я подготовил с их помощью, а также с участием здравого смысла и доброй памяти некоторые вольные рассуждения на выбранные темы (как оказалось впоследствии, слишком вольные). Затем, отстегнув на организационные расходы некоторую сумму (плату за обучение), взяв книжки и диски под мышки, укатил на работу – работать и разбирать темы, заданные для самостоятельного изучения.

И вот – школа зовёт. Поезд Самара – Мин. Воды, маршрутка Мин. Воды – Нальчик. Офис на Чайковского, 3. И – лагерь Безенги. Давненько я здесь не бывал, лет этак 20. Но, смотрю, горы все на месте, и лагерь никуда не переехал, уже хорошо.

 

 

 

 

 

 

 

Нарядили нас сразу в голубые кафтаны (пардон, куртки из полара) от RedFox (первая школа, в прошлом году, была «красная», наша «голубая», интересно, какая будет в следующем?), вручили некоторые методические материалы. Компания подобралась разнообразная: несколько крепких ребят из Мурманска с такой знакомой выправкой, участники из Москвы, Подмосковья (Чехово, Черноголовка), Питера, Кирова, Волгограда, Кисловодска, Самары. Все разные и все как на подбор (на разный подбор). Наше мужское сообщество немного разбавили представители «прекрасной половины» - Женя, Оксана, Полина, Надя, Лена. Увы, их должно было быть больше в два раза, но остальные, видно, не доехали.

Разделили нас на 5 отделений (в каждом по девушке), и начался у нас процесс. Сначала методирование, затем рефлексирование, затем вперемешку. Подъём в 7:00, учебно-методическая зарядка (вначале, потом рассосалось), утреннее построение, завтрак в 8:00, занятия с 9 до обеда, обед в 14:00, занятия с 6:00 до ужина, ужин в 20:00, разбор занятий 21:00-… Вначале были лекции, затем лекции с практическими занятиями, семинары и т.п., затем выходы в высокогорную зону. Погода нас вначале не баловала, ну да и мы её тоже. Наш напряжённый процесс время от времени перемежался празднованиями дней рождения некоторых членов нашего собрания, отчего учебный процесс становился более напряжённым. А закончилось всё, как водится, сдачей курсовых работ и экзамена и заключительным банкетом.

  

Теперь немного подробнее остановлюсь на отдельных моментах.

1.     О чём эта школа.

Школа подготовки инструкторов-методистов по альпинизму – это школа классического, традиционного, спортивного альпинизма. Не все это осознают и понимают. Другой школы у нас не было и нет, но эта даёт достаточную начальную базу для всех разновидностей альпинизма (и не только альпинизма). С этой базы относительно легко развить навыки в других направлениях: скалолазание, ледолазание, ски-альпинизм, горный туризм, спелеология, не говоря уж про высотный альпинизм и биг-волл. Вопросы, может быть, возникают по поводу спортивной составляющей. Но другого официального альпинизма, кроме спортивного, в этой стране не существует уже лет, наверное, 70. Может быть, базовая школа и должна быть вне спорта, но это дело будущего. Сейчас в неё установлен входной порог – 1 разряд. Речь шла даже о КМС. Почему? В школу гидов в Шамони не осуществляют отбор по спортивным разрядам. Там их просто нет. Но существуют очень жёсткие входные экзамены, в том числе и практические. К примеру, нужно лазить по скалам он-сайт не ниже 7а. Мне кажется, выполнить 1 разряд по альпинизму несколько легче, чем научиться лазить 7а он-сайт. Хотя, наверное, кому как…

 

2.     Методика.

 

 

 

 

 

 

Методика обучения не менялась с советских времён. Очевидно, нужна некоторая серьёзная корректировка. Все это понимают, поэтому программа в школе пока экспериментальная. После отладки методик они будут приняты в качестве стандарта на некоторый период времени. А пока – обсуждения, споры, согласования по различным мелким и крупным вопросам. Практические занятия проводятся с некоторой долей условности – каждый курсант проводит урок по той или иной теме со своим отделением, как с отделением новичков. Поднимался вопрос о проведении в рамках школы реальных занятий с реальными новичками, находящимися в это время в лагере. Наверное, это будет полезнее – нужна проверка.

 

3.     Восхождения.

У нас было запланировано и осуществлено два восхождения. Первое – учебно-методическое 2А к.тр. Второе – учебно-спортивное 3-4 к.тр. По первому: оказалось, некоторые подзабыли, как правильно (учебно и методически) ходить по таким маршрутам. Многие лезли с верёвкой, но без страховки – уровень позволяет. Совсем не новички.

Оказывается, к такому восхождению (учебному) нужно готовиться не менее, чем к проведению занятий на рельефе. Ну, и нужно контролировать не только самочувствие участников, но и эмоциональный настрой, делать эти первые восхождения приятными и запоминающимися.

По поводу необходимости второго восхождения – мне пока не ясно. На учебно-методическое не тянет, на спортивное - то же. Тренировочное? Времени в школе очень мало.

С другой стороны, хотя акцент в школе делается на работу с этапом НП, работа с СП не забывается. Наверное, это надо, но нет чёткого разделения в методике по этапам. Надеюсь, со временем это тоже появится. В этом случае второе восхождение, наверное, будет тоже полезно (как при работе с этапом СП), но пока методического акцента на восхождении выделено не было.

4.     Соревнования.

В рамках школы было проведено 2 соревнования – по ледолазанию и по скальной технике. В соревнованиях по ледолазанию я участвовал впервые, без особой охоты. Однако мероприятие довольно интересное, с том числе и в плане организации. Мне пришлось заканчивать соревнования, лез довольно медленно, с остановками (недостаток тренированности), однако получилось чисто, ни разу не залез за ограничения, добрался до топа, и результат – неожиданный для меня – второе место (из 18 участников), соответственно, выполненный 2 разряд. Лиха беда начало…

  Соревнования по скальной технике проводились почти аналогично соревнованиям первого этапа скального очного класса. Почти – это не на своих точках страховки (крючья, закладки), а на готовых шлямбурах, да и трасса была несложная, без технических изысков – карнизов, ИТО, маятников и т.п. Просто подъём – две станции со сменой ведущего около 6в-6с с «обходами», наклонный траверс, спуск – две станции. Группа – 4 человека, общественный (судейский) груз 3 рюкзака по 12 кг. Зато постановщик трассы – В. Балезин.

  Наше отделение прошло со средним результатом – 3 место и 5 команд. Небольшая путаница на первой станции, немного штрафов – ну как же без них.

  У каждой команды была своя тактика прохождения. Наша поразила всех тем, что 3-ий участник – девушка Женя – прошла 1 этап с двумя рюкзаками, подвешенными к беседке, и прошла довольно легко – вот что значит отлаженная техника жумаринга (Крым, Каравшин). Она нас долго уговаривала, и результат – налицо.

  В общем, соревнования удались, хотя были сомнения в целесообразности их проведения в ограниченном формате школы. Я бы ещё добавил соревнования по технике спасработ в двойке на сложном скальном рельефе. Таких навыков никогда не бывает много. Да и при проведении учебных занятий по темам я думаю, очень полезно заканчивать их проведением соревнований – внутри отделения, отряда, и (или) между отделениями.

 

5.     Мастер-классы.

Перед нами выступили такие известные личности в современном российском альпинизме, как А. Абрамов (гид и организатор многих альпинистских экспедиций и проектов), С. Шибаев (главный редактор журнала «ЭКС», член руководства ФАР), В. Балезин (тренер команд мастеров г. Красноярска), А. Одинцов (организатор экспедиций, член руководства ФАР). В последние дни работы школы была встреча с президентом ФАР А. Волковым.

Что запомнилось:

        А. Абрамов. Сегодня российский гид – это представители в широком диапазоне от сомнительных личностей, которые водят на Эльбрус за 3€ в день до В. Бабанова – сертифицированного гида Шамони с оплатой до 300€ в день. Видимо, для России нужно что-то весьма квалифицированное, но пока не столь дорогое, как в Шамони. Чем отличаются квалифицированные гиды?

Такой гид никогда не подпишет договор, где цель – достижение вершины. Его работа – обеспечение условий для успешного восхождения, при соблюдении максимальной безопасности для клиента и для себя. Недостижение вершины не может рассматриваться как невыполнение работы гидом. «Западные» клиенты это зхорошо понимают, с нашими часто возникают проблемы.

Однако, и у «них» также запреты воспринимаются негативно. Гиду нужно проявить незаурядные умственные и психологические качества, чтобы, по возможности незаметно подвести клиента к самостоятельному решению об отказе от восхождения, если условия не позволяют продолжить его с достаточным уровнем безопасности.

А. Абрамов отметил, что гиды из СНГ (квалифицированные) более расположены к формированию коллектива из группы, к организации взаимопомощи, и многим «западным» клиентам это очень даже нравится. Довольно часто в таких случаях складывается постоянная клиентура, постоянные группы. Обычно гиды работают в «своих» районах, которые они очень хорошо знают. Однако, часты случаи, когда клиенты настолько доверяют своему гиду, что предпочитают его услуги и в других районах мира.

        В. Балезин. За немногословием – много ценной информации. Отлаженная система подготовки спортивных команд: от новичка до мастера спорта по альпинизму – 5 лет. Конечно, далеко не каждый новичок может (и хочет) вырасти до МС (в самом лучшем случае – 1 из 10).

Основная подготовка – на Красноярских столбах.

Первая часть – лазание с верхней страховкой вверх и вниз, с максимальной скоростью, большая чать времени, до 1000м в день (со спусками). Что даёт?

- нарабатывается значительная силовая выносливость, необходимая для длительных альпинистских, в т.ч. высотных, восхождений

- быстро формируются подсознательные «короткие» двигательные стереотипы, быстро вырабатывается техника лазания, обретается уверенность в своих силах, отрабатывается динамический стиль движения.

Вторая часть – лазание без страховки. Традиционный метод для обитателей Красноярских столбов. Случаи травматизма и гибели очень редки, как правило, когда люди очень « не в себе» (алкоголь и т.п.). Развивает уверенность в своих силах и реальную оценку своих способностей. Естественно, высоту постепенно увеличивают и лазают на хорошо знакомых маршрутах.

Третья часть – лазание с нижней страховкой, в том числе и в технике «соло». Техника страховки (наверное, правильнее – самостраховки) в «соло» проста, отработана и случаев отказа не было, хотя и были «полёты» на 15-20 метров. Для закрепления верёвки на беседке используется французский схватывающий из репшнура 6-7 мм и… всё. Имеются и другие небольшие отличия от широко известной техники.

Эту технику – «соло» часто используют зимой, так как бывает очень холодно стоять на страховке. Лазают по скалам зимой в триконях и варежках. Также красноярские команды используют эту технику при работе на сложных маршрутах, особенно в двойке: один лезет со своей страховкой, другой подтаскивает грузы или работает на биваке.

Практические рекомендации В. Балезина по элементам страховки (по большому опыту использования): самые надёжные и самые прочные –  правильно установленные закладные элементы. Затем – якорные крючья. Следующие – обычные крючья (при хорошем рывке вылетает более 50%). Фрэнды В. Балезин по опыту их использования считает недостаточно надёжными для страховки, особенно на мокрых, загрязнённых или обледенелых скалах – часто вылетают при рывке.

Ещё В. Балезин продемонстрировал нетрадиционное использование снаряжения, в частности, восьмёрки, более удобное и функциональное.

        А. Одинцов. Выступал как член правления ФАР, Основные идеи: для развития альпинизма в России нужно формировать положительный имидж горовосходителя среди широких слоёв населения. Недопустим образ рискованного авантюриста, столь пропагандируемый Голливудом. Основная задача сегодня – PR. Лучше слабо проведённое мероприятие с хорошим освещением в масс-медиа, чем отлично организованное и проведённое, о котором никто ничего не узнает. Широчайшее привлечение всех доступных СМИ на всех уровнях.

6.     Встреча с председателем ФАР А. Волковым.

Настоящее руководство ФАР видит ряд ключевых задач, которые нужно решать в ближайшем будущем (3 года).

1.     Как уже отмечалось А. Одинцовым, PR – задача №1, с выходом на основные каналы ТВ.

2.     Кадры. Создание и отладка работы школ по подготовке спасателей, инструкторов, гидов. Какой будет система подготовки гидов? – блочная система, основной базовый блок – школа инструкторов. Плюс Школа спасателей. Далее могут отрабатываться и добавляться постепенно другие блоки: скалолазание, ледолазание, горные лыжи, и т.п. Квалификация гида будет определяться набором полученных блоков.

3.     Инфраструктура. Создание минимум 5 альпинистских баз уровня Безенги. Строительство минимум 30 высокогорных хижин – приютов. Решение о строительстве 5 уже принято (Эльбрус, Осетия). Финансирование, по-видимому, местное и частное (местные органы власти и спонсоры).

4.     Внутренняя реорганизация органов управления ФАР

5.     Реорганизация документально-правовой базы (переработка нормативных документов, создание методических материалов, пересмотр системы классификации с введением 7 к.тр., переработка классификаторов и т.п.)

6.     Реорганизация системы соревнований в альпинизме. Возможно, в будущем как соревнования останутся только очные классы, максимально зрелищные, масштабные, открытого формата – для всех желающих из всех стран, с максимальным привлечением СМИ. Заочные классы соревнований могут трансформироваться в конкурсы – типа «Золотой ледоруб».

7.     Развитие массовости. Сейчас в России спортивным организованным альпинизмом занимается несколько тысяч человек. Спортсменов высокой квалификации – несколько сотен. Это ничтожно мало, из-за этого, как говорится, «и огород городить не стоит». Для развития массовости нужно решать несколько уже перечисленных задач: и , и кадры, и инфраструктура и др. Ещё одно направление – создание (вернее, воссоздание) общественной организации типа существовавшего РГО – Русского горного общества – для всех любителей гор. Пока кроме ФАР в этом немногие заинтересованы. Но появится инфраструктура – сеть лагерей (не только для альпинистов), хижин, КСП; появятся преференции – скидки, льготы членам общества и т.п., и процесс объединения пойдёт. 

Что это даёт? Я так думаю:

- более полную и точную информацию (и статистику) о находящихся в горах

- повышение безопасности, упрощение спас.работ

- повышение эффективности работы баз и приютов, создание условий для дальнейшего обустраивания гор

- качественное улучшение информационного обмены (о состоянии маршрутов, погоды и т.п.)

- улучшение экономического и социального состояния местных жителейв горных регионах, снижение напряжённости

- развитие горной индустрии – для блага всех: и местных жителей, и приезжающих, и инструкторов-гидов и т.п.

Таким образом, пребывание в школе для меня оказалось довольно плодотворным и интересным. Перед нашей школой проводилась другая – подготовка кадров для различных ведомств. Для её работы уже сейчас необходимы инструктора-методисты. Условия довольно хорошие: оплата проезда, питания, проживания в лагере, частичное предоставление снаряжения, зарплата – около 1000 р/день. Последняя цифра может измениться (в сторону увеличения).

Ребята из Мурманска поделились небольшим секретом. При использовании подручных средств для спас.работ очень удобен и многофункционален обычный скотч. Широкий коричневый скотч. Быстрое и удобное крепление носилок, шины, клиента, да и вообще всего подряд ко всему подряд. Возьму на вооружение и другим весьма рекомендую всегда иметь с собой, так же как нож.

 

Ю. Шикин

 

Благодарю участников сбора за предоставленные фотоматериалы

 

Счетчики: 

Rambler's Top100

Спорт Экстремальный портал VVV.RU

 
 
   

Главная | Вверх | Фотогалерея | История | Описания маршрутов | Форум | Ссылки | Cтраница памяти

   свои предложения и пожелания просьба
   присылать на мыло rededa@mail.ru

© 2003-2008 Vgora.ru