альпинизм, скалолазание, Самара
Содержание:

Сочинение на тему: «Как я провел лето в школе инструкторов».

Главная
Фотогалерея
История
Статьи
Описания маршрутов
Форум
Ссылки
Страница памяти

Карлин Сергей

 

«Забудь всё, чему тебя учили, и что ты знал раньше! Ни с кем не спорь и не ругайся, и… Учись! Учись!! Учись!!! Потом и нас научишь!» - примерно так напутствовали меня в Федерации, направляя на учёбу в Центральную школу инструкторов. И я решительно последовал этим советам.

            Но прежде, чем началась учёба, была дорога в эту самую школу «Безенги 2014». Я давно уже не ездил на поезде один, отвык, поэтому и был слегка ошарашен. Когда едешь в вагоне компанией или вдвоём, ты как-то особо и не обращаешь внимание на остальных попутчиков в вагоне, да и они тебя особо не замечают. Другое дело, когда ты один, ты сразу становишься объектом внимания своих соседей (во всяком случае, мне так показалось). Моими попутчиками оказались  то ли «колдуны», то ли какие-то сектанты, а может просто «блаженные» два пенсионера, муж с женой.  От них я узнал о себе много интересного: и живу я не так как надо, и верю я не в то что надо, и об истории своей страны и  всего человечества я и понятия не имею! А главное, я не хожу в «Космическую библиотеку», где мне бы рассказали, что к чему, и чуть ли не я виноват в том, что население Кузбасса спивается, работы нет, а Путин у нас президент! Поначалу - то я пытался возражать, и взывал к логике, но от этого мой статус-кво опускался всё ниже и ниже, а главное я не был в «Космической библиотеке» и от этого изначально грешен и права голоса не имею. В общем,  я забился к себе на верхнюю полку, затих и, прямо по Высоцкому, «лежал как в окопе под Курской Дугой, там, где был капитан  старшиною».Когда эта парочка вышла на станции Кавказской, я почувствовал себя свободным и счастливым. В общем, тяжело ехать в поезде одному!

            И пусть пришлось простоять в Мин. Водах сорок минут, ехал я до Пятигорска.«Лучше сорок минут в Минеральных Водах постоять, чем два часа в пробке на выезде из них!» - напутствовал меня Гоша Ерохов. Я так и сделал. В Пятигорске, чтоб не мучиться (у меня было два тяжеленых рюкзака и сумка), я нанял такси до автовокзала за сто рублей. Таксист не только помог донести вещи до машины, но ещё и сесть в газель до Нальчика. Позвонил в Нальчик другу, который и встретил меня на автовокзале, за 150 рублей отвёз на базу по адресу Чайковского 3. На базе народа было уже много, но это не помешало принять душ и пообедать. А народ всё продолжал прибывать. К 15.00 (время Че) людей было столько, что в один автобус мы не уместились, пришлось вызывать ещё один.

            Рассказывать про дорогу не буду, все по ней ездили, знают, но вот когда тебя в лагере встречают знакомые лица, это приятно, скрывать не стану! Меня встречал Юра Паяшев, замечательный человек! За ним я оказался как за каменной стеной! Мне не надо было решать никаких бытовых проблем, их за меня уже решил Юра.

            В тот же вечер, как приехали, в актовом зале провели организационное собрание. Из которого стало известно, что всё обучение в школе разбито на модули (или учебные блоки), за всё курсантам ставятся баллы (либо прибавляются, либо вычитаются), от количества баллов будет зависеть число стажировок, за некоторые нарушения курсантов сразу списывают, в заключение каждого модуля либо зачёт, либо экзамен. Так же каждый курсант должен подготовить и провести презентацию на заданную тему. Каждое утро в 7.50 в актовом зале брифинг, кто будет опаздывать или пропускать наказываются штрафными баллами.

            Вот и началась учёба, сразу после завтрака. Первый блок (или модуль) – Медицина: «Оказание первой помощи». Впервые оказывать «первую помощь» меня учили в техникуме, на уроках Гражданской Обороны, потом в «новичках», затем в армии, при выходе на первую «четвёрку» в двойке, и наконецна «жетоне». Всё это было так давно, что я действительно «забыл то, чему учили раньше», и с огромным интересом прослушал курс лекций Александра Дергачёва, а потом принял активнейшее участие в практических занятиях.

Занятие по оказанию первой помощи

Наверное, к счастью, наши знания по оказанию первой помощи не успевают перейти в навык, но к сожалению знания «забываются» или «устаревают», - поэтому необходимо их постоянно обновлять.

            Далее был «входной тест». Задача очень простая, - подъём по скалам с верхней страховкой и спуск «дюльфером» с самостраховкой по двойной верёвке. Верхние скалы скальной лаборатории АУСБ «Безенги» отличное место для подобного мероприятия. Здесь короткие маршруты разной категории трудности. Я бы условно разделил на три участка по сложности, и предложил курсантам пройти каждый из них.  Но участников в этот раз было так много, что едва уложились в отведённое время, пройдя по одному маршруту.

Сдача входного теста      

Потом, на основании данных зачёта, нас разбили по отделениям. Следуя методическим указаниям Сергея Веденина, о которых он неоднократно упоминал на дальнейших занятиях, группа в равной степени должна состоять из сильных, средних и слабых участников. А я по наивности думал, сильные с сильными, слабые к слабым. Им, слабым, нужен особый подход, - дополнительное внимание! Но это я так думал, а разбили нас «как надо» - двое сильных, двое средних и двое слабых. Итого: - 6 человек в отделении, командир – Веденин.

Сергей Веденин – старший тренер школы

            Занятия: до обеда с 8.30 до 13.45 – «Медицина», с 15.00 до 19.45 – БЭТА (базовые элементы техники альпинизма), после ужина с 20.30 до 22.00 (или до 23.00?) – лекции, ну а потом до 7.50 утра – личное время! И начинается новый день.

            Вскоре начались робкие жалобы на нехватку времени, но Веденин и Компани заявили, что в Европе на подобных курсах рабочий день длится от 14 до 16 часов, и никто не ропщет! «Что ж мы, хуже тухлой Европы?!» - подумали участники, и жалобы прекратились.

            Пятый день, первый экзамен – «Зачёт по медицине». Сдаём в «Тёплом углу», сначала теория, потом практика. За жизнь сдал столько экзаменов, что и счёт потерял, но волнуюсь, как первокурсник на первой сессии. Ага! С теорией справился! Теперь практика.

Сдача зачета по медицине

Если бы у меня были такие травмы, как у моего пострадавшего по билету, я бы скончался на месте, не дожидаясь помощи! Ладно, с заданием худо-бедно справился, «пострадавший» выжил, а я переведён на дальнейшее обучение. Кстати, пострадавшим был Юра Паяшев, он так естественно стонал, что я подумал, он и вправду умирает.

            После медицины  у нас ледово-снежные занятия на леднике Кюндюм-Мижерги. Никакого отдыха, выход на Поповские ночёвки утром следующего дня в 8.00, завтрак перенесён на 7.00 . На завтраке распространяется нелепый слух, что мы тащим  вверх дрова для костра и материал для строительства туалета. Все чувствовали, что здесь какой-то подвох из серии приколок над новичками времён советских альплагерей. Но подвоха не было, мы действительно потащили наверх дрова.

            А ещё решили инструкторы проверить нашу готовность к чрезвычайной ситуации. ХитрыйВеденин на первом же привале куда-то исчез. Оказывается с ним «случилось ЧП».  Хорошо, что в отделении был бдительный товарищ, «пострадавшего» быстро отыскали и оказали первую помощь. По рации сообщили, что в каждом отделении появился «пострадавший», а поэтому выход отменяется, и ОБРасторгуев всем приказывает своими силами транспортировать «пострадавших» в лагерь. Но вот от транспортировки подручными средствами Веденин наотрез отказался, быстро «выздоровел» и встал в строй. Мы все облегчённо вздохнули и двинулись дальше, уже не замечая тяжести рюкзаков.

Лекция о «кошках»

            Первое занятие на леднике. В процессе одевания кошек небольшая лекция об особенностях кошек, их конструкциях и краткий курс «техники безопасности». В общем-то, полезная информация, некоторые аспекты этой темы для меня были новыми, в частности о современных конструкциях кошек и их применении в альпинизме. Впоследствии использовал эту лекцию при проведении своих зачётных занятий и при стажировке.

            Техника хождения на кошках, для меня оказалась нова. В частности перекрёстный «Французский» шаг, перечёркивающий начисто то, чему меня раньше учили. Потом, правда, Веденин добавил, что данная техника характерна для мягкого летнего льда, для такого по которому мы сейчас ходим. А для жёсткого зимнего или натечного льда «прусский» шаг актуален до сих пор.

            Снова в обучение вернулась рубка ступеней, только немного изменилась техника. Да и ледорубы за двадцать лет изменились, и ступени теперь рубят не под кошки, а в отсутствии их. Интересно, конечно, но муторно! После пяти ступеней плечо зудит, а ледоруб вываливается из рук. Позабытая уже проушина Абалакова, аварийная станция на двух проушинах. Всё работает, всё держит! Испытываем собственноручно сделанные проушины, рвём их своим весом, после того, как они слегка подтаяли. Страшно! Но они держат. Ледовый столбик… Поразительно, но он тоже работает! Возни только с ним минут 15, не меньше.

Ледовый столбик

            На следующий день отработка приёмов хождения по закрытому леднику в двойках, в тройках. Извлечение «провалившегося» из трещины. Скажу сразу, для меня почти всё ново, кроме полиспаста 2:1, 3:1 и т.д. Всё отличается от того, что знал раньше, - организация связки, аварийная система, - никаких колец в руках! Потом, почти реальный «срыв» партнёра в «трещину», удержание и последующее доставание его оттуда. Страшно было: «А вдруг я его не удержу?!» И ещё один вывод: - грудная обвязка на закрытом леднике опасна! Можно разбить лицо. А без грудной обвязки, провалившегося с тяжёлым рюкзаком, переворачивает. Вот так дилемма!!! Но альпинисты не дураки, выход придумали! Нам его потом Веденин и Спичка показали.

Упал, без обвязки…

Встегнулприспособу!

            Потом было лазание и траверс с ледорубом, с «тяпками». И опять для меня некоторые нюансы работы с ледорубом, да и с «тяпками» тоже, оказались внове, но понравилось, и я с удовольствием их осваивал. Современные ледорубы и инструмент позволяют быстрее, увереннее, а главное безопаснее преодолевать ледовый рельеф, при этом значительно экономить силы.

            На следующий день после возвращения с ледника сдача зачёта по БЭТА (базовые элементы техники альпинизма). Время в школе сжато, на подготовку к зачёту отведён вечер после ужина и ночь до утра. В принципе этого должно хватить. У всех здесь большой опыт горовосхождений, новичков нет, да и отрабатывали эти элементы несколько раз, до выхода на лёд. Навык, конечно, ещё не сформировался, но умение уже есть. Чтобы пройти в следующий модуль необходимо набрать минимум 70 баллов. Всего-то 70 баллов!

            По всему лагерю, во всех мало-мальски подходящих уголках народ тренируется, отрабатывая элементы базовой техники. В «Тёплом углу» свободного места нет, всё занято людьми и переплетено верёвками. Мы с Юрой в выгодном положении, у нас двухкомнатный номер, места много, и мы тренируемся, не выходя из дома. Красота!

            Несмотря на наши знания и какие-то зачатки умения, зачёт не сдали 15 человек. На следующий день пересдача, а потом сразу мульти-питчи. На экзамене баллы не начисляются, а наоборот вычитаются из 100 штрафы. Например, муфту не замуфтил сразу минус 30, ещё что ни будь, нарушил и всё, иди гуляй, свободен! Думаю с муфтой здесь откровенный перебор! Ну баллов 5-7 ещё понятно, но…, не я устанавливаю правила. Потом странная какая-то была установка на экзамен: «Главное не спешить. Делать всё правильно – вот задача! А время – ерунда! Главное без ошибок!»А потом оказывается контрольное время – 45 минут, каждая лишняя минута минус один балл. Уложился в час, вот тебе минус 15, ещё пару ошибок и всё, гуляй, свободен! Многие были «заточены» на правильность и за временем не следили, вот и результат. А мульти-питчи раньше просто «домбайскими связками» назывались, и в принципе ничего нового и сложного здесь не было. А чтоб с муфтами не заморачиваться я себе карабины автоматы отобрал, все до одного.

Зачёт по БЭТА

            Презентация. Оказывается, сделать интересную и правильную презентацию – это настоящее искусство. Мы думаем, что это просто, на самом деле этому надо учиться.  Я вот не учился, а зря! Тема мне досталась: «Предсезонная подготовка альпинистов». Я чувствовал себя главным знатоком данного вопроса, и поэтому заливался соловьём, предвкушая аплодисменты. Но оказалось, что я говорил не так и не о том, тема не раскрыта, а за временем я вообще не следил и почти вдвое превысил отведённый лимит.

И вот закончились все «сдачи» и «пересдачи», наступил момент в обучении, ради которого мы в основном здесь и собрались.Начались занятия по методике обучения альпинизму. Нас снова всех перемешали и разделили по новым отделениям. Не знаю в этот раз по какому принципу, но в новом отделении, через пару дней, я чувствовал себя более комфортно. Инструктор – Андриан Спичка.

Инструктор – Андриан Спичка.

Это удивительный человек, за десять прошедших дней, я ни разу не видел, чтоб он улыбался, всегда был серьёзен, а нередко даже хмур. И вдруг я узнал, что этот человек не только умеет улыбаться, смеяться, но и крайне удачно шутит. Очень спокойный, уравновешенный, уверенный и достаточно компетентный в своём деле человек. Наверное, именно таким и должен быть инструктор-методист по альпинизму, во всяком случае, мне бы так хотелось.

            Весь день лекции, и первое задание: «Разработать урок на 15 минут, и провести его в своём отделении». Пожалуй, это было самое трудное задание, 15 мин. – оказывается очень маленький промежуток времени, а надо успеть уложиться, показать приём, и дать его попробовать сделать отделению. Конечно же, все наделали ошибок море! А про время я вообще молчу! Ещё два дня занятий, здесь уже было легче. Ошибок делали меньше, времени на урок отводилось больше. После урока «разбор полётов», наедине с инструктором, в это время остальные участники отделения помогают следующему «учителю» подготовиться к уроку. Хороший педагогический приём, и самолюбие не травмируется, и команда формируется. Возможно, благодаря этому, наше отделение успешно сдало зачёт по методике преподавания БЭТА.

Отделение курсантов на занятии

            Большое количество курсантов в школе, соответственно большие отделения, по семь человек минимум, от чего требовалось больше времени на проведение занятий. У меня сложилось мнение, что самое оптимальное число курсантов в отделении 5 человек. Тогда можно было бы уложиться до обеда, а после обеда провести «второй тур», для выработки умения, и формирования навыка, или посвятить это время ещё чему ни будь полезному. На мой взгляд, эти занятия по методике именно то самое важное, чему должны обучаться будущие инструктора-методисты.

При отсутствии партнёра, для тренировок использовался специальный камень.

           

Времени на отдых и на «раскачку» нет, поэтому рано утром на следующий день мы уходим на Поповские ночёвки, готовиться и сдавать зачет по методике обучения прохождению ледового рельефа. Накануне  вечером тянули билеты с заданием (темой), мне досталось: «Хождение в кошках, подъём, спуск и траверс с ледорубом». До полуночи составлял план урока. В голове сумбур и четкого плана по проведению урока не получалось. Когда пришли на ледник, обратился за помощью к Андриану. Он терпеливо шаг за шагом отрабатывал со мной все элементы предстоящего урока, и чёткую, логическую их последовательность. Спасибо ему за это огромное! Сумбура в голове больше не было, а была четкая цепочка последовательных действий. Одним словом, схема урока сложилась в целом,  это значит, что план тоже готов. Осталось только записать его на бумаге и можно сдавать зачёт!

Поповские ночёвки

            Вот и заканчивается наше обучение в Центральной школе инструкторов. Уже двадцать пятое число,  мы спустились в лагерь, все зачёты сданы, остаётся выпускной экзамен. Экзамен назначен на двадцать седьмое июня,  а завтра, двадцать шестого, пересдача для тех, кто, что-либо не сдал, занятия по переправам и переноске пострадавшего подручными средствами. Всё просто замечательно! Вот только когда к экзамену готовиться? «На экзамене не будет вопросов, которые бы не разбирались на занятиях, - успокоил нас старший тренер, - два часа вполне хватит, чтоб подготовиться!» Что ж после ужина и до рассвета действительно времени предостаточно.

Это не переноска пострадавшего, это спуск «тандем-противовес». Заключительная его часть.

Демонстрация организации переправы профессиональными спасателями.

            Необычным оказался и сам экзамен. Не было привычных уже тестов с готовыми вариантами ответов. Был вопрос, на который ты  должен дать свой собственный вариант ответа, или изобразить требуемую схему. Каждый вопрос имел свою цену, от одного балла до восьми, в зависимости от сложности и объёма, предполагаемого ответа. Всего шесть тем, количество вопросов в темах не одинаковое, общее количество балов 450 (мне так кажется, точно не помню). Чтобы экзамен зачли нужно набрать 70% от общего количества баллов, но ответы должны быть во всех темах Если тема пропущена, экзамен не засчитывается, даже если 70% набрал. Время, отведённое на экзамен – 4 часа, кажется много, на самом деле укладываешься впритык. Спасибо инструкторам подсказали хитрость, - сначала отвечаешь на самые «дорогие» вопросы по всем темам, потом по нисходящей на оставшиеся. Сейчас , такая система сдачи экзамена, мне кажется классной и оригинальной, но сначала раздражала и воспринималась в штыки. Думаю, такая форма верна, потому что инструктор должен не только находить правильные ответы, но и уметь грамотно и кратко излагать свои мысли и даже, при необходимости, изобразить их на бумаге.

Выпускной экзамен

            Вечером, 28-го июня, нам курсантам ЦШИ – 2014, в торжественной обстановке вручали удостоверения об окончание курса инструктора-методиста, с указанием времени стажировки. У каждого это время было разным, в зависимости от баллов, полученных в процессе обучения. Что ж, всё правильно, принцип справедливости соблюдён – «кто как работал, то и заработал». На душе смешанные чувства, радость от полученного документа, дающего право на инструкторскую деятельность, и грусть от предстоящего расставания, и окончания той особой атмосферы взаимодействия и взаимопонимания сложившейся в школе во время учёбы. А утром 29-го автобусы увезли бывших курсантов ЦШИ 2014 в Нальчик,  я же остался в Безенги на стажировку. Впереди была работа с новичками, где мне предстояло показать всё то, чему я научился в школе за двадцать трудных, но замечательных дней.

Мое обучение в школе инструкторов проходило при грантовой поддержки компании RedFoks.

Конкурс  грантов на обучение был организован Федерацией альпинизма России.

На участие в конкурсе меня вдохновили

Князева Марина и Назаркин Дмитрий.

 

За это им всем огромное спасибо!!!

"Спасибо!" Минестерству спорта Самарской области полностью оплативших дорогу и моё проживание в лагере во время обучения в ЦШИ, и конечно же огромное спасибо Валентину Степановичу Краснову, проделавшему огромную работу, чтобы включить мероприятия ФАСО, в том числе Жетон и ЦШИ, в спортивные мероприятия Министерства, с вытекающими из этого последствиями..."  Ну, где то так, наверное, если чего не упустил...

 

Карлин Сергей

 
   

Главная | Вверх | Фотогалерея | История | Описания маршрутов | Форум | Ссылки | Cтраница памяти

   свои предложения и пожелания просьба
   присылать на мыло rededa@mail.ru