альпинизм, скалолазание, Самара
Содержание: 
Главная
Фотогалерея
История
Статьи
Описания маршрутов
Форум
Ссылки
Страница памяти

Немного о себе для нормального восприятия текста: люблю активный, но не всегда здоровый образ жизни. На велосипеде катаюсь три года за сезон проезжаю не больше 300 - 500 км... Дальше Ширяево и Царевшины никогда не выезжал, практически всегда без ночевок. Имею некоторый опыт пешеходных и горных походов, а так же восхождений на вершины…

 

Поход выходного дня – Велокругосветка  по часовой стрелке

 

Часть I Идея и подготовка к ее воплощению

 

Идея проехать Жигулевскую кругосветку на велике родилась еще в мае, но реализовать все как-то не получалось. Пока ездили в Осетию, появилась мысль покататься по Жигулям одному, побыть наедине с самим собой. Двигаться в своем темпе и куда хочется, есть то, что хочется и ночевать там, где нравиться. После долгой работы в коллективе тянет побыть одному. Когда возвращаешься домой планы на все выходные расписаны, поэтому получалось съездить только в середине сентября. Мысль об этой поездке меня не оставляла каждый день, а мыслям, как известно свойственно материализоваться. И так не прошло и пяти дней с момента возвращения из гор, как стало понятно, что отметить день рождения в кругу друзей на даче не получается.

Решение ехать 26 августа вечером, было принято за сутки до собственно выезда. Я просчитал затраты, продукты, вес рюкзака, маршрут. В четверг вечером купил еду, заехал к Славке за насосом и запасной камерой. Меня напрягает при катании на велике тяжелый рюкзак, поэтому решил облегчиться максимально. Продукты взял на весь путь, рассчитывая на автономку, получилось два килограмма, плюс два кило – палатка, плюс килограмм весит спальник, еще три килограмма на одежду, ковер, газ, горелку и прочею мелочь. Итого восемь, этот вес меня вполне устраивал. Осталось это засунуть в двадцатилитровый рюкзак, все не помещалось внутрь, поэтому ковер с палаткой пришлось вешать снаружи.

Маршрут планировался примерно следующий:

26 августа Рождествено – Шелехметь – Винновка; 35 км

27 августа Винновка – Ермаково – Лбище – Северюкаево – Мордово – Кольцово – Брусяны – Бльшая Рязань – Жигули – Молодецкий курган; 60 км

28 августа Молодецкий Курган – Яблоневый овраг – Жигулевск – Бахилово – Бахилова Поляна – Ширяево – Гаврилова Поляна - Рождествено 90 км

Расстояния я мерил по карте в Яндексе, каждый раз получалось по-разному, но цифра сходилась всегда в пределе 180-190 км.

 

Часть II Ночные покатушки

 

В пятницу 26 августа в 16.00 закончил работу, дома плотно поужинал, приехал на Дно, а в 19.00 сел на паром в Рождествено. В 20.00 включил GPS и выехал  в сторону Шелехмети. Погода замечательная, ветра нет, приятный равнинный пейзаж. Еду на запад и любуюсь закатом. Настроение великолепное, хочется петь и смеяться, километр пролетает за километром. Постепенно спускаются сумерки. В Шелехмети снимаю очки и одеваю фонарик. Асфальт заканчивается, подъезжаю к зимнику, совсем стемнело. Еду по проселку, в начале там несколько дорог идущих параллельно, дабы никуда не срулить контролирую движение по GPS.

Дорога начинает подниматься в гору, эпизодически слезаю с велосипеда. Через час от начал зимника доезжаю до ужасной грязищи. Грунтовка буквально убита крупногабаритным автотранспортом. Будучи офисным работником и альпинистом (а они, как известно существа честолюбивые) терпеть, не могу движение по грязи, поэтому всю грязь старался обходить, но минут через 30 таких обхождений начинаю забивать и обхожу только особо неприятные места. Проблема грязи, как я понял, состоит даже не в том, что становиться скользко и можно упасть в лужу, а в том, что грязь, налипшая на колеса, не только делает велосипед тяжелым, а в буквальном смысле обездвиживает колеса. Постоянно приходится останавливаться и счищать грязь. Славка говорил, ну он-то катается чаще меня, что при движении по размытым проселкам без участков спуска эффективно будет расстегивать тормоза. Я ещё отметил тогда, что-что, но тормоза не расстегну, ни за какие коврижки, особенно задний. Но так как я практически не ехал, а шел, а грязь все равно налипала, а чистить колеса через каждые 20-30 метров надоедает, я решил все-таки расстегнуть, причем оба сразу. Когда первый раз подошел к месту, где можно уже ехать, то застегнуть их представлялось проблематичным, засим решил не застегивать, не разгоняться и тормозить при необходимости и по возможности нижними конечностями или пятой точкой, это уж как повезет. Некоторые размытые места на дороге можно еще и проскочить, но, к сожалению, не любые. Если останавливаешься в середине размытой колеи, то приходится слезать прямо в грязь.

Повернуть назад не захотелось ни разу, всегда было чувство, что дальше будет лучше. Настроение испортилось, мысли свои относительно происходящего излагал в самых непристойных выражениях в полный голос без стеснения перед лесными жителями. По дороге из лесных жителей встретил лису в количестве одна штука, она была такая рыжая и совсем рядом, меня не испугалась. Тогда я первый раз пожалел об отсутствии фотоаппарата. Еще на дороге был встречен КАМАЗ и уазик, оба направлялись мне на встречу в сторону Шелехмети. При встрече был поражен проходимостью этих представителей отечественного автопрома.

Ближе к Винновке дорога становилась лучше, а я все больше старался проскакивать размытые места на скорости. В какой-то момент, не рассчитав глубину лужи, загнал велосипед в жуткую гычу, аж по место выше втулок, ну ничего выплыл как-то. В итоге девятнадцать километров проселка были позади, я потратил на них на два с половиной часа больше, чем планировал, было уже за полночь.

Выбравшись на асфальт где-то между Винновкой и Осиновкой, я направился далее по маршруту. Ночевать планировал на берегу Волги в районе Винновки, но спуск к реке подвернулся не сразу, поэтому я и доехал до села Ермаково, где на берегу Волги поставил палатку, сварил сосиски с лапшой, помыл велосипед, да и сам искупался, а затем со спокойной совестью завалился спать.

 

Часть III Ермаково – Молодецкий курган      

 

27 августа Суббота. Утро началось раньше, чем обычное субботнее утро, но позже, чем было запланировано. Собрался и поел я достаточно быстро, в этом преимущество выходов одному. Когда сел на велосипед обнаружил, что пятая точка с непривычки болит, а рюкзак неприятно трет спину. Вчерашний задор меня несколько оставил, но вот оптимизм не покидал на протяжении всей поездки. Еще я заметил, что очень люблю кататься по асфальту, это быстро и совсем не грязно. Было еще одно явление, которое доставляло мне определенный дискомфорт – это жутко скрипящая цепь. В Ермакова заехал на рынок, где какой-то мужик «угостил» меня своей WD-шкой. В остальном техническое состояние велосипеда меня устраивало.

Проехав Ермаково, я планировал пересечь овраг и двигаться дальше по кругу. У конца асфальта в Ермаково шлагбаум и лесники, пришлось слезать с велосипеда. Местные представители лесного хозяйства настоятельно рекомендуют не ходить через овраг, мотивируя тем, что по его дну течет небольшая, но очень глубокая речка, с велосипедом перебраться будет проблематично. «Тебе, парнишь, по плечи будет, да и дно там все в иле, затонешь…» - авторитетно говорит лесник.  Я соглашаюсь, мне объясняют объезд по северной части села. Жаль, что через овраг нельзя, придется пилить в горку, ну ничего, купаться сегодня утром, да еще и с велосипедом я точно не планирую.

По 16 линии Ермакова выезжаю на северную окраину, спускаюсь по тропе на поляну и двигаюсь на север в сторону проселка. Днем по грунтовке ездить гораздо приятнее, чем ночью, да и дорога на участке Ермаково – Кармалы чище и ровнее, чем вчерашний зимник. Грунтовка выходит на асфальт, поворачиваю налево и вновь еду к Волге. Получился небольшой крюк, но, наверное, так приятнее, чем ехать через Лбище и пересекать овраг с небольшой речкой.

Приезжаю в Северюкаево, захожу в придорожный магазин, покупаю бутылку молока, слойки и пару шоколадных батончиков. Перекусываю у магазина. Погода отличная, но на юго-западе начинают формироваться кучевые облака, зрелище угрожающее, надо заканчивать пикник и двигаться дальше. Выезжаю из села и сразу же пропускаю первый поворот на Мордово, возвращаться не буду, срежу угол и грунтовкой приеду сразу в Кольцово. Легко нахожу начало грунтовки, и через каких-то пять километров оказываюсь на северо-западной окраине небольшого села Кольцово. Далее проселком доезжаю до дачного массива села Брусяны. Дальше асфальт будет до самого кургана. Через одиннадцать километров выезжаю на М5 в районе села Большая Рязань, еще раз перекусываю на автобусной остановке. Готовить обед лень, да и воды по дороге обнаружено не было. Допиваю бутылку молока, его уже опасно оставлять в таких условиях, к Молодецкому кургану оно рискует стать простоквашей.

Езда по М5 на велосипеде занятие своеобразное и удовольствия доставляет мало, особенно на затяжном подъеме, но тут уж ничего не поделаешь. Зато дорога до Жигулей просто замечательно подходит для катания, ровная без подъемов, люблю эту дорогу, сколько раз мы по ней ходили… В 16.30 я подъехал к заставе лесников на Молодецком Кургане.

 

Часть III Молодецкий блуд или ночные покатушки часть вторая 

     

Застава на Молодецком, наверное, самый фундаментальный блокпост лесников во всем национальном парке. Трое представителей лесничества убеждают меня оставить велосипед здесь и дальше идти пешком, так как катание в этой части запрещено. Объясняю, что у меня маршрут и объезжать я не собираюсь, а гулять по кургану не намерен. Договариваемся на том, что меня пропускают при условии покупки путевки, и если я пообещаю не кататься по кургану. Покупаю путевку, первый раз за это лето, но думаю ладно, один раз можно, меньше проблем будет. Поднимаюсь по дороге на Девью гору, иду не спеша, до ночевки остается не более четырех километров. На Девей горе любуюсь пейзажем, вспоминаю зональные соревнования по туристскому многоборью, которые проходили здесь в январе 2005 года, дюльфер и подъем с пострадавшим в районе «Девки», кошки на лыжных ботинках… В то время не было здесь никаких кордонов.

Лесникам надо отдать должное, мусора не видно, кругом стенды с информацией о национальном парке. Поднимаюсь на курган, навстречу мне спускается группа людей, один из них в майке и штанах цвета хаки, с завязанной на поясе толстовкой, взъерошенный с седеющей бородой, гражданин лет пятидесяти, интересуется у меня наличием путевки. Я говорю, что она у меня есть, но покажу я её только после предъявления удостоверения сотрудника парка. Его группа продолжает спуск, а он начинает объяснять мне, что здесь запрещено не только кататься на велосипеде, но и ходить тоже. Я пытаюсь на уровне элементарной физики объяснить, что мой велосипед в таком качестве ну никак не может испортить ландшафт кургана. Разговор переходит в стадию конфликта, он начинает кому-то звонить, мужчины из его группы поднимаются к нам и убеждают под угрозой физического давления спуститься с ними к заставе. Обидно… очень, но ничего не поделаешь. Меня сопровождают на заставу, по дороге субъект, остановивший меня, куда-то испарился. Мне дают понять, что вызывать милицию не стоит, собственно как и обращаться в прокуратуру, объясняют дорогу, по которой можно объехать и выйти на берег Жигулевского моря.

Дорога начинается сразу за эстрадой санатория Молодецкий курган и идет вверх по небольшому распадку, она вся заросла травой, поперек нее лежат поваленные стволы деревьев. Иду по ней минут тридцать, она начинает переходить в тропу, количество завалов увеличивается. Смотрю на GPS, я ушел от Жигулевского моря уже километра на два. На склоне появляются следы просеки идущей к Волге, решаю свернуть на нее. Метров через двести просека пропадает, и становиться совсем не заметной. Еще раз смотрю в GPS до моря чуть больше полутора километров. Прикидываю примерное направление и иду по нему. Мой путь идет через лес заросший травой, на спортивных картах такие места обозначаются зеленым цветом. Ситуация осложняется еще и тем, что постоянно надо залазить на отрог хребта и спускаться в овраг, продираясь по траве и кустарнику и перелезая через завалы деревьев и все это с велосипедом. Поднялся на очередной бугор, за ним опять овраг и опять бугор, когда же это кончится, сижу, отдыхаю. Лимонад, купленный в Жигулях, кончился, начинает темнеть, хочется пить. В одном из оврагов не заметил, как оказался посередине зарослей крапивы, ноги обжег все. Велошорты – это хорошо для асфальта и грунтовки, но уж точно не для общения с крапивой. В тот момент вспомнил крылатое выражение: «Что нас не убивает, делает нас сильнее». Смотрю на часы стемнеет минут через тридцать, а если учитывать мою скорость передвижения и рельеф, то у Жигулевского моря я буду часа через два с небольшим. Перспектива шататься по завалам в ночи меня не радует, поэтому начинаю спускаться в сторону санатория Молодецкий курган по одному из отрогов.

Подошел к жилым домам, когда стало совсем темно, обошел по лесу забор заставы и вышел на дорогу, ведущую на Девью гору. Сейчас-то меня точно никто не остановит, вспоминаю соревнования по ПСР в Сочи и дядюшку Карлоса, выключаю фонарик и наконец-то достигаю вершины Молодецкого кургана. Очень хочется пить, надо искать место для ночевки. Долго не рассиживаюсь, нахожу еле заметную тропу и начинаю движение в сторону Яблоневого оврага. Через метров сто тропа пропадает, оставляю рюкзак и велосипед, ищу тропу, пока искал тропу, потерял место, где оставил вещи. Минут двадцать шарахаюсь по лесу, в их поисках. Появляется мысль остаться ночевать здесь, но желание пить доминирует. Анализирую, получается, что вторичные потребности доминируют над первичными, то есть желание пить над самосохранением. Я понимаю, что безопаснее поставить палатку здесь, но уж очень сильно пить хочется, значит не все так плохо. Наконец-то спустился в овражек, по дну которого идет неплохая тропа вниз, начинаю спускаться по ней, кое-где можно даже ехать. В душу закрадывается сомнение, а туда ли я иду, смотрю на карту в навигаторе и осознаю весь ужас своей ошибки. Тропа, по которой я спускаюсь, идет к санаторию и заставе. Останавливаюсь, разворачиваюсь, это решение приходит само собой. Опять возвращаюсь на вершину Молодецкого кургана. Больше предпочитаю не блуждать, поэтому ставлю точку на берегу Жигулевского моря, метров на 350 восточнее вершины кургана и начинаю спуск без всяких троп, напрямик. Минут через 20 спуска склон становиться круче, я попадаю в овраг, иду медленно и аккуратно, а еще минут через 15 минут отчетливо слышу всплески волн. Овраг заканчивается небольшой стеночкой и маленькой бухточкой. Велосипед оставляю наверху в овраге, а сам спускаюсь на берег. Первым делом кипячу чай, выпиваю литр большими жадными глотками. Ставлю палатку, готовлю нехитрый ужин, типа «суп», ставлю будильник. Начинаю есть, почему-то недоедаю ровно половину. Не знаю почему, но все чаще ловлю себя на мысли, что вот сейчас кто-то должен прийти, доесть суп и лечь рядом. На этой мысли меня вырубило.

 

Часть IV Молодецкий курган – Рождествено

 

28 августа 2011 г. Воскресенье. Утро началось рано, откуда-то из небытия послышался звонок будильника и вырвал меня из пелены сна, возвратил в реальность. А реальность была весьма неоднозначной. Дул сильный ветер, волны разбивались о прибрежные скалы, моросил редкий дождик. Было прохладно, я надел жилетку и вылез из палатки. Выкинув остатки супа, заварил кашу быстрого приготовления. Все тело болело, ноги распухли и представляли жалкое зрелище. Порывы ветра усилились, и чуть было не сорвали палатку, пришлось её совсем сложить. Собирался и ел я достаточно вяло, делать ничего не хотелось. Собрал рюкзак, сделал чай, сидел на пенке и думал, что делать дальше. Начали появляться мысли о сокращении маршрута. Можно уехать из Яблоневого Оврага или из Жигулевска на электричке – это если уж совсем-совсем не попрет. Если надоест позже, то можно доехать до Богатыря или до Ширяево и уплыть оттуда на омике. Так продумав пути отступления, я допил чай, залез во вчерашний овражек. Подойдя к велосипеду, пожелал ему «доброго утра» и поймав себя на том, что сморозил, усмехнулся. Взвалил велосипед на плечо и пошел вверх по склону в сторону Яблоневого Оврага. Тропы не было, было общее направление, а ещё я знал, что где-то она точно есть, по крайней мере, 10 лет назад мы с одноклассниками здесь ходили и она тут была. Я выбрался наверх оврага и сразу же нырнул в следующий, точно помню, что сначала надо идти метрах в ста от берега, а только потом должна быть тропка по краю скал и леса. Идти с велосипедом на плече неудобно и тяжело, да и я уже устал, поэтому частенько останавливался отдохнуть. Как-то переднее колесо зацепилось за дерево, и одна из ручек больно съездила мне под глаз. Тогда я подумал, что фингал под глазом мне обеспечен, надо быть аккуратнее.

Наконец-то дошел до большого глубокого оврага и нашел долгожданную тропу, она была кое-где завалена, крута и неудобна, но это была уже тропа, уже что-то. Больше я ее не терял. По тропе велосипед приходилось нести, и это порядком мне надоело. Так я дошел до большого затона, а там предпочел идти по каменистому пляжу, здесь хотя бы не надо постоянно нести велосипед. Затон решил не обходить, а пройти проливчик прямо по воде, уж очень не хотелось опять идти в лес. Ноги пришлось мочить и дальше при обходе небольших скальных выступов и бревен. Вот вдалеке показалась турбаза Тольяттинского ЦДЮТур, это событие меня очень обрадовало, оттуда начинается проселочная дорога и наконец-то можно перемещаться сидя в седле.

Посидев немного у турбазы и отдохнув, я решил, что из Яблоневого Оврага поеду дальше в Жигулевск, а там посмотрим. Не прошло и двадцати минут от выхода на дорогу, как я уже стоял в помещении магазина и пил вишневый сок, закусывая какой-то выпечкой с курицей. Проехав по центральной улице небольшого поселка, я выбрался на дорогу, идущую к М5. Резво преодолев затяжной серпантинный подъем, выехал на трассу федерального значения и не крутил педали до самого Жигулевска, в том месте на М5 затяжной спуск. Как только заехал в Жигулевск пошел ливень и ждать электрички на вокзале мне совсем не улыбалось. По центральной улице (названия не помню) проехал через Жигулевск по направлению к его восточной окраине. Там начиналась проселочная дорога километра четыре прямо до Бахилово. В конце дачного массива встретил мужика на машине, он уточнил мне начало этой проселочной дороги. Мужик поинтересовался, относительно моего маршрута, я честно сказал, что планирую через 4-4,5 часа быть в Рождествено, он подумал и сказал, что в лучшем случае я доеду туда только часов через шесть, но деваться было некуда, надо успеть на паром, последний уходит из Рождествено, по моим представлениям в восьмом часу. Перспектива провести еще одну ночь в палатке, переправляться утром и тем же утром идти на работу меня не радовала. Шел моросящий дождь, я был грязный и мокрый, мне предстояло педалировать еще где-то 65 километров под дождем. Мужик посмотрел на меня из окна своей машины и сказал, что завидует мне. М-да, либо у меня не все так плохо, либо у него в жизни совсем все ужасно…

На преодоление четырех километров по проселочной дороге у меня ушло часа полтора. На колеса постоянно налипала грязь, расстегивание тормозов не помогало, частенько останавливался и чистил колеса. Шел дождь, грязь была везде, а я был весь в ней. Наконец-то Бахилово и асфальтовая дорога, отдохнул, тщательно почистил колеса, застегнул тормоза и направился в сторону Ширяево. Сам я имел ужасный вид, но тут уж ничего не поделаешь. До Ширяево я доехал быстро, останавливался один раз в Зольном, что бы купить попить. Те, кто там ездил, знают, что этот участок дороги просто великолепен, и мне уже давно хотелось прокатиться там на велосипеде. Лесников у заставы Ширяево я не встретил, кто же будет охранять вход в Национальный парк во время дождя? Дорога от Ширяево до Верблюда добавила к черно-серым пятнам грязи Бахиловской грунтовки светло-коричневые пятна Ширяевской глины завершив, таким образом, мою устрашающую раскраску.

В 16.00 я подъехал к началу Козьей тропы. Несмотря на повсеместную грязь, здесь все было не так плохо, как ожидалось, почти везде удалось проехать. Миновав Гаврилову Поляну я понял, что теперь уж точно успею на шестичасовой паром из Рождествено и дальше ехал не спеша, но не останавливаясь. Дорога там приятная и знакомая. Мой велопробег закончился в Рождествено в 17.46 28 августа 2011 года.

Дальше была переправа. На пароме я встретил много друзей, которые ездили на Верблюд с Велосамарой, они посоветовали мне посетить автомойку, с целью помыть себя и велосипед. Я уж точно был самым грязным на той переправе.

 

Итоги  

 

В целом маршрут понравился. Проехал я его процентов на 90 как планировал. На той стороне в общей сложности я провел 45 часов 46 минут. Время в движении около 23 часов.

По GPS максимальная скорость: 46,2 км/ч;

Средняя скорость движения около 9 км/ч;

Общая средняя скорость: 4,5 км/ч;

Пройденное расстояние 205 км. Из которых:

асфальт – 150 км

грунтовка – 47 км;

тропа – 7 км;

лес – 1 км;

разбивка дана примерно по карте из Яндекса

Маршрут преимущественно асфальтовый, приятный, тропы и грунтовки вносят в него приятное разнообразие, так же есть места, где велосипед нужно потаскать.

 Велосипед в целом не подводил, только сбились настройки заднего переключателя, передний немного погнулся, заклинила вилка передней подвески и перестал работать задний тормоз, а так все в порядке.

 

Рекомендации

 

Маршрут рекомендую к прохождению в любую погоду, весной, летом и осенью

Рекомендую ночевки: между с. Ермаково и с. Осиновка на берегу Волги; Молодецкий курган на берегу Жигулевского моря в одной из бухт; у горы Верблюд, как дополнительную.

С лесниками на Молодецком кургане решать вопросы по мере их появления.

Администрации парка проложить через памятник природы Молодецкий курган велосипедный маршрут, так как такое механическое транспортное средство, как велосипед просто не способно изменить ландшафт указанного памятника природы.

 

Выводы

 

Тормоза в грязи можно и нужно расстегивать, а дисковые были бы удобнее.

Необходимо иметь ремнабор для велосипеда, велофонарь, подставку на руль для навигатора

Продукты можно покупать по ходу движения

Велосипед удобнее таскать вешая на плечо, задним колесом вперед.

Рюкзак должен быть для выездов на 2-3 дня 25-40 литров, этого вполне хватит для самого необходимого и что не маловажно, с удобной спиной.

Маршрут можно проехать гораздо быстрее, я бы попробовал еще раз часов за 18 и за один день.

Иногда можно ходить (ездить) в поход одному, но по настроению

 

P.S.

 

Большое спасибо: Даше Петроченковой за велосипед.

Славке Шапиевскому за предоставленные насос и камеру, хоть и не пригодились, но спокойствие внушали.

Олегу Бурмистрову, за то, что проводил. J

 

С уважением, Великанов Александр.

 

  

        

 

Счетчики: 

Rambler's Top100

Спорт Экстремальный портал VVV.RU

 
 
   

Главная | Вверх | Фотогалерея | История | Описания маршрутов | Форум | Ссылки | Cтраница памяти

   свои предложения и пожелания просьба
   присылать на мыло rededa@mail.ru